infostpp (infostpp) wrote in cariera_ru,
infostpp
infostpp
cariera_ru

Разворот к инфраструктурным проектам

  Важной составной частью программ устойчивого развития российской экономики выступают планы создания современной транспортной, логистической, торговой, жилищно-коммунальной и иной инфраструктуры.

    В начале 2015 года произошло знаменательное событие – Россия впервые стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе, обогнав Францию, которая 43 года держала пальму первенства. Наша страна вышла на первое место в Европе и по объему заявленных новых ритейл-проектов, хотя, разумеется, не все они будут реализованы в намеченные сроки.

    Несмотря на экономические трудности, Правительство не отказалось от амбициозной задачи – сделать отечественную транспортную систему одним из основных источников развития страны и ее регионов. В 2014 году на развитие дорожной инфраструктуры было направлено почти 1 триллион 400 млрд. рублей инвестиций, что составляет около 10% от общего объема инвестиций в стране и почти 2% от ВВП России. Всего же за последние 4 года объем финансовых ресурсов, направляемых в дорожную отрасль, удвоился.


    Узловой проблемой выбора и реализации инфраструктурных проектов является отлаживание механизмов государственно-частного партнерства. С 2013 года на ежегодной основе проводится Российский инфраструктурный конгресс «Неделя ГЧП». По инициативе ТПП РФ с 2014 года уровень развития ГЧП в регионах внесли в «Систему показателей оценки высших должностных лиц субъектов РФ».

    В текущем году торгово-промышленным палатам приходится действовать с учетом ряда законодательных изменений в сфере ГЧП. Начал действовать первый пакет поправок в закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», расширяющих права и гарантии концессионеров в проектах ГЧП. С 1 мая 2015 года в российской правоприменительной практике появился механизм «частной инициативы» заключения концессионных соглашений. Законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» включен в перечень приоритетных законодательных инициатив весенней сессии Госдумы.

    К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты в 68 субъектах Российской Федерации. Они позволили создать правовые инструменты, восполнившие пробуксовку формирования массива федерального нормотворчества в отношении концессионных соглашений. Это принесло очевидные практические результаты. Так, к примеру, принятый еще в 2006 году закон о ГЧП в Санкт-Петербурге позволил широко применять механизмы гарантированного возврата частных вложений при реализации инвестпроектов развития территорий, транспортной и социальной инфраструктуры, включая объекты здравоохранения и культуры.

    Благодаря новому закону в Санкт-Петербурге удалось успешно реализовать такие крупные ГЧП-проекты, как Западный скоростной диаметр и строительство нового терминала аэропорта Пулково. К настоящему времени общий объем привлеченных инвестиций в рамках ГЧП-проектов в городскую инфраструктуру превышает 340 млрд. рублей.

    Принципы государственно-частного партнерства начинают активно внедряться при решении такой сложной, затратной и болезненной проблемы, какой является модернизация жилищно-коммунального хозяйства. В российских регионах набирают темпы программы капитального ремонта многоквартирных домов. ТПП РФ, подключившись к этому процессу, тесно сотрудничает с Национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-контроль». В г.Москве, где в программу капремонта попали 30 тысяч многоквартирных жилых домов, Московская ТПП объявила своей первостепенной задачей предотвращение попадания в программу в качестве подрядчиков фирм-однодневок и систематический контроль за снижением стоимости работ.

    В то же время развитие ГЧП в России все еще сталкивается с препятствиями субъективного характера. В их числе следует выделить такие проблемы, как отсутствие четкой концепции развития ГЧП и стратегии поэтапного введения и использования его различных моделей; несогласованность концессионного, бюджетного и земельного законодательства; отсутствие достаточного опыта управления такого рода проектами. Серьезным сдерживающим фактором является отсутствие механизмов эффективного финансирования ГЧП-проектов даже при наличии необходимых средств. В целях привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для реализации проектов ГЧП эксперты Палаты предлагают развивать рынок заемного финансирования инфраструктурных проектов, внедрять налоговые льготы по доходу на долгосрочные ценные бумаги, выпущенные под обеспечение инфраструктурных проектов, осуществлять обсуждение с предпринимательским сообществом расширения возможностей негосударственных пенсионных Фондов по инвестированию в инфраструктурные проекты. Целесообразно подготовить изменения в законодательство России о налогах и сборах в части установления особенностей налогообложения при реализации соглашений о ГЧП.

    Для эффективного осуществления проектов в сфере ГЧП необходимо законодательное установление механизмов финансовой поддержки инвесторов. По мнению Палаты, следует рассмотреть возможность создания специального режима налогообложения при выполнении соглашений о ГЧП. Потенциальному частному партнеру необходимы гарантии стабильности налогового режима. В этой связи было бы целесообразно ввести мораторий на применение норм налогового законодательства в процессе реализации ГЧП-проекта, внесенных в законодательство о налогах и сборах после даты заключения соглашения, и ухудшающих положение частного партнера. Однако введение моратория является лишь единичной мерой, направленной на реализацию принципа стабильности налоговой системы. Поэтому необходимо рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти придерживаться принципа стабильности налогового законодательства.

    Еще одним важным направлением работы в данной сфере является более активное применение механизма TIF (Tax Increment Financing), подразумевающего финансирование объектов инфраструктуры, создание и развитие которых относится к полномочиям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальных образований, и необходимых для успешной реализации коммерческого проекта, за счет средств инвестора (инвесторов) проекта с последующей компенсацией всех или части понесенных затрат путем уменьшения налоговых отчислений будущих периодов компании-инвестора. Данный механизм пока еще не получил достаточного распространения в государственных программах и федеральных целевых программах Российской Федерации.

    Но главное, в чем сходятся эксперты и законопослушные предприниматели – это установление абсолютно прозрачных правил игры, соблюдение баланса интересов всех участников партнерства. Эта проблема обострилась буквально в последнее время, когда стали известны детали строительства автомобильной трассы М 11, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. В электронных и печатных СМИ, не говоря уже о блогосфере, нарастает волна критических суждений – не слишком ли вольготно чувствуют себя иные концессионеры, которым посчастливилось поучаствовать в возведении данной экспериментальной трассы с применением механизма ГЧП? Как характерный пример приводится история компании «Магистрали двух столиц», ведущей строительство участка от 543 до 684 км. Подсчитано, что при вложении 25 млрд. рублей собственных инвестиций, концессионер в течение 27 лет, пока будет действовать соглашение, сможет ежегодно получать только от дорожных сборов по 4 млрд. рублей доходов. На не менее «кучерявую» жизнь рассчитывают и другие концессионеры. Отсюда в обществе укрепляется убеждение, что инфраструктурные проекты и особенно строительство автомобильных трасс остаются средоточием воровства и коррупции. А это, как откровенно признают правительственные чиновники высокого ранга, является «надбавкой к стандартной западной цене» за инфраструктуру.

    Борьба за искоренение этих позорных явлений должна быть поставлена во главу угла всех бизнес-структур, присоединившихся к инициированной ТПП РФ Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Tags: Серпуховская торгово-промышленная палата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments