infostpp (infostpp) wrote in cariera_ru,
infostpp
infostpp
cariera_ru

Роль бизнеса в реализации программ устойчивого развития экономики России

Российская Федерация в последнем квартале предыдущего 2014 года столкнулась с эскалацией рисков и неблагоприятных факторов, потенциально угрожавших разбалансировкой национальной экономики и подрывом социальной стабильности в обществе. Реальными проявлениями турбулентности экономической жизни явились упавшие почти до нулевой отметки показатели роста валового внутреннего продукта, резкие колебания курса национальной валюты, подскочившая инфляция и усилившийся отток капитала. Ведущие международные рейтинговые агентства в начале текущего года понизили суверенный рейтинг России до «мусорного» уровня, предсказывая падение экономики в течение ближайших двух лет и даже допускали возможность дефолта по долговым обязательствам государства и крупных корпораций.

Правительство, Федеральное Собрание и Центробанк Российской Федерации в такой обстановке вынуждены были пойти на принятие экстренных мер по недопущению разрастания негативных тенденций. Бизнес-сообщество в основной своей массе с пониманием отнеслось к предпринятым шагам, находя их адекватными текущему моменту и имеющимся вызовам. При этом власть и бизнес исходили из единой оценки сложившейся ситуации, признавая, что в основе кризисных явлений в экономике страны лежат накопившиеся внутренние структурные дисбалансы, а западные санкции, «внешние шоки» и их «мультипликативные эффекты» только усугубили общую негативную экономическую конъюнктуру в Российской Федерации.

Базовым документом, на основе которого выстраивалась система оперативных мер по стабилизации экономики и социальной сферы, стал антикризисный план Правительства, дополненный замечаниями и предложениями парламентариев, научно-экспертных центров и ведущих предпринимательских ассоциаций, в том числе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

По ходу выполнения антикризисного плана, со второго квартала текущего года, начали осуществляться мероприятия, предусмотренные Основными направлениями деятельности Правительства РФ на 2015-2018 годы. Они не только дополняют и развивают пункты антикризисного плана, но и нацелены на формирование новой модели роста экономики страны. ТПП РФ осуществила комплексную оценку Основных направлений и представила в Правительство Российской Федерации свои предложения по ряду приоритетных позиций данного документа.

В свою очередь торгово-промышленные палаты приняли деятельное участие в подготовке совместно с администрациями субъектов Федерации региональных антикризисных планов, принятых повсеместно в феврале 2015 года. При этом Московская, Санкт-Петербургская, Белгородская, Краснодарская, Южно-Уральская, Томская, ТПП Республики Башкортостан, ТПП Республики Татарстан и другие палаты сумели наладить эффективные каналы аккумулирования инициатив со стороны местных деловых кругов и добились учета многих пожеланий предпринимателей в региональных и муниципальных антикризисных программах.

Выполнение антикризисного плана Правительства потребовало от ТПП РФ сосредоточения первоочередных усилий на оказании квалифицированной экспертной поддержки законодательной деятельности органов государственной власти, уполномоченных внести необходимые коррективы в нормативную базу.

Решение этой задачи осуществлялось в оперативном режиме. Уже за первые два месяца действия антикризисного плана, по данным Счетной палаты РФ, из 60 пунктов плана 19 оказались выполненными – по ним были приняты необходимые документы и выделены финансовые средства, еще 25 пунктов были признаны выполненными частично.

Учитывая, что внесение изменений и дополнений в нормотворчество происходит в современной России посредством задействования механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нововведений на предпринимательскую деятельность, ТПП РФ значительно интенсифицировала работу в сфере правового регулирования экономической политики. Произошедшая интенсификация в значительной мере обусловлена и тем фактом, что, начиная с 2014 года, ОРВ экономических актов стала проводиться не только на федеральном, но и на региональном уровне. В общей сложности за первое полугодие 2015 года ТПП РФ проработано около 700 проектов нормативных и подзаконных актов, по 85 из них подготовлены обстоятельные заключения. Как и в предыдущие периоды наибольшее количество документов, подвергшихся оценочной экспертизе ТПП РФ, исходило от Минтранса, Минэкономразвития, Минфина, Минсельхоза и ФТС России.

Для качественного улучшения работы, связанной с ОРВ, Палата считает целесообразным устранить выявившиеся недочеты, а именно: крайне сжатые сроки проведения публичных консультаций по проектам документов, вызывающих большой общественный резонанс; недостаточно тесное взаимодействие разработчиков документов с порталом ОРВ; нехватку квалифицированных специалистов в сфере ОРВ.

ТПП РФ неоднократно выступала в поддержку инициативы деловой общественности о необходимости распространения процедуры ОРВ на затрагивающие интересы бизнеса проекты федеральных законов, внесенные членами Федерального Собрания к рассмотрению во 2-м чтении. Изучению проблемных вопросов и нововведений в порядок организации ОРВ был посвящен проведенный ТПП РФ в апреле текущего года вебинар с участием руководства профильного департамента Минэкономразвития России.

Исходя из заданного Правительством формата антикризисных действий, где ключевое место отводилось оздоровлению финансовой системы, ТПП РФ предприняла конкретные шаги, призванные гармонизировать корпоративные интересы банковского сообщества с насущными потребностями предпринимательства, занятого в реальном секторе экономики.

Так, с момента объявления программы докапитализации банков ТПП РФ выступила в поддержку принципиальной позиции одной из своих крупнейших членских организаций – Ассоциации региональных банков России, о недопустимости отсечения от этой программы нескольких сотен небольших, но эффективно работающих кредитных учреждений, зарегистрированных в субъектах Федерации. Именно эти банки исправно кредитуют малые и средние предприятия и помогают наполнять региональные и местные бюджеты. В мае Правительство прислушалось к нашим доводам, но еще не все проблемы сняты с повестки дня. Во-первых, некрупные банки не согласны со скромной суммой в 170 млрд. рублей, на которую рассчитан остаточный имущественный взнос Минфина в Агентство по страхованию вкладов, осуществляющего процедуру докапитализации. Во-вторых, сами условия докапитализации, предписанные для крупных банков, должны претерпеть существенную коррекцию в отношении региональных банков.

С другой стороны, деловая общественность и рядовые предприниматели вправе ожидать и встречных шагов, исходящих от банковского бизнеса. Необходимые стимулы для этого заданы и на правовом уровне. С 1 июля вступает в силу законодательная норма, призванная избавить субъекты предпринимательства и граждан-заемщиков от банкиров-ростовщиков – отныне полная стоимость кредита не должна превышать среднерыночный показатель более чем на треть.

Согласно поступающей в ТПП РФ информации, многие торгово-промышленные палаты планируют осуществлять регулярный мониторинг выполнения предписанной законодателями нормы по недопущению завышения кредитных ставок.

Соответствующие комитеты Палаты России перестраивают свои текущие планы на отслеживание новых трендов и бизнес-моделей в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Они, в частности, вытекают из данного Центробанком разрешения негосударственным пенсионным фондам становиться акционерами системообразующих банков, что соответствует просьбам банковского сообщества и отвечает интересам всего бизнеса, рассчитывающего таким способом на повышение доступности к длинным и дешевым кредитным ресурсам.

Взвешенная позиция, занятая ТПП РФ по поводу программы докапитализации банковского сектора, продиктована и тем, что на фоне сокращения бюджетных доходов регионов возросло значение коммерческого кредитования для выполнения обязательств, принятых субъектами Федерации. Любые возможные сбои в этом плане ставят регионы на грань дефолта, что, собственно, по оценке агентства S&P, произошло в феврале с Новгородской областью, которая не смогла вовремя провести платежи по кредиту ВТБ, а объявленный аукцион для рефинансирования задолженности был признан несостоявшимся, так как банкиры сочли предложенную ставку 23,63% годовых слишком низкой.

По мнению финансовых аналитиков, первые места в списке российских регионов, которым в 2015 году придется решать проблему погашения или рефинансирования долга с привлечением банковских кредитов, занимают Московская область, Краснодарский край, Свердловская область, Республика Удмуртия.
Tags: ТПП РФ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments