infostpp (infostpp) wrote in cariera_ru,
infostpp
infostpp
cariera_ru

Перспективы развития МСБ

IMG_3605Депутаты Мособлдумы обсудили проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

15 апреля в г.Дмитрове состоялось расширенное выездное совещание Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы.  Собравшиеся  познакомились с опытом развития малого предпринимательства в Дмитровском муниципальной районе, а также обсудили проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Московской области.

IMG_8792__В заседании приняли участие депутаты Мособлдумы: председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов, заместители председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Михаил Леонтьев и Денис Лебедев, зампред Мособлдумы, член Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Иван Чарышкин, член Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Алексей Рогозин. Также в обсуждении участвовали представители правительства Московской области, Торгово-промышленных палат, Советов депутатов  муниципальных образований, общественных, научных и банковских организаций Московской области.


Как отметили участники совещания, меры, принимаемые по поддержке предпринимательства в России являются последовательными, но недостаточными. Многое зависит от руководителей регионов и местных властей, которые призваны создавать благоприятные условия для развития бизнеса.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к микро-, малым и средним предприятиям установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (таблица 1).

Таблица 1.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Занятость на предприятии Оборот предприятия
1 Микропредприятие до 15 человек до 60 млн.руб.
2 Малое предприятие от 16 до 100 человек до 400 млн.руб.
3 Среднее предприятие от 101 до 250 человек до 1 млрд.рублей

В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2013, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано  6037 тыс.субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), на которых занято 17 944,8 тыс.чел (без учёта внешних совместителей).
В секторе малого и среднего бизнеса занято около 25% от общей численности занятых в экономике. При этом на предприятиях – юридических лицах, в секторе МСП занято 12,2 млн.человек (68,4%), у индивидуальных предпринимателей – 5,6 млн.человек (31,6%).

Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего бизнеса (юридическими лицами), в общем объёме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25%.

Вместе с тем, уровень развития МСП в России пока не достиг уровня развития МСП в странах, являющихся нашими основными экономическими партнёрами. Так, доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте России составляет около 19-21% , аналогичный показатель в странах Евросоюза составляет 50-60%.

график2












Источник: анализ Минэкономразвития России, Deloitte

В зарубежных странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест: на МСП приходится до 80% всех работающих.
       
Показатель плотности распространения субъектов МСП на 1 тыс.человек населения в среднем по России чуть выше 20 единиц (без учёта индивидуальных предпринимателей), что существенно ниже, чем в ряде стран.

       
Сектор малого предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей, а также микропредприятия и малые предприятия – юридические лица, сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг.

       
Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью – обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.


Графика1























































Вместе с тем, деятельность малых предприятий Московской области за 2012-2013 годы характеризуется следующими показателями:

Количество действующих предприятий. единиц Оборот организаций, тысяч рублей Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, тыс.руб. Продано товаров несобственного производства, тыс.рублей Средняя численность работников, человек Среднемесячная заработная плата и выплаты социального характера в расчёте на одного работника, рублей
2013 11804 762760913,9 402868551,3 359892362,6 331117,0 25509,1
2012 11380 765544019,1 389119720,0 376424299,1 339069,0 24323,9
2013  в % к 2012 103,7 99,6 103,5 95,6 97,7 104,9

То есть, мы видим, что при увеличении фактической численности количества действующих предприятий и средней заработной платы, идёт сокращение оборота организаций и численности работников предприятий. Отсюда можно сделать вывод, что увеличение заработной платы происходит, в том числе, за счёт сокращения работников предприятий.
гр

гр

























Как видно из представленных диаграмм, сектор малого предпринимательства Московской области, так же, как и по России в целом,  сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг, вместе с тем количество и оборот обрабатывающих производств уменьшается, что говорит о слабом взаимодействии субъектов крупного, малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем Московская область обладает большим промышленным и научно-техническим потенциалом, уже имеется большая инновационная основа. Необходимо создать условия, чтобы предпринимательское сообщество активно участвовало в развитии делового и инвестиционного климата в районах, создании новых высокопроизводительных рабочих мест. Во многом существующие проблемы, по словам предпринимателей, связаны с тем, что не налажено конструктивное взаимодействие между сектором бизнеса и исполнительной властью. Как выяснилось на совещании, в ближайшее время  полномочия по развитию предпринимательства в Московской области будут переданы Министерству инвестиций и инноваций. 
Как отметил на заседании председатель думского Комитета Вячеслав Борисович Крымов, «в целом благосостояние любого района или города во многом зависит именно от того, насколько развита предпринимательская деятельность на данной территории, поэтому место проведения выездного заседания комитета не случайно.  Опыт последних лет показал, что в Дмитровском районе вопросам развития малого предпринимательства уделяется немалое внимание и всяческая помощь со стороны местных властей».

Дмитровский муниципальный район в последние годы достиг высоких результатов в развитии малого и среднего предпринимательства.

По итогам 2013 года доля оборота малых и средних предприятий в общем объеме экономики Дмитровского муниципального района составляет 41%. Доля налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства в общих налоговых доходов муниципального образования ежегодно растет и на данный момент достигает 37,2%. Доля среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предпринимателей и организаций в муниципальном образовании находится на уровне 46%. По количеству действующих малых и средних предприятий на 10 000 чел. населения Дмитровский муниципальный район превышает аналогичный показатель по Московской области и Российской Федерации.

Во многом все это было достигнуто в результате налаженного диалога между местной властью и бизнесом, выстроенного на платформе Дмитровской межрайонной Торгово-промышленной палаты.
Участники заседания обсудили ход реализации государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» в части поддержки малого предпринимательства и опыт отдельных подмосковных районов по развитию малого предпринимательства.

Среди наиболее актуальных вопросов представители бизнес-сообщества и муниципалитетов отметили необходимость внесения ряда изменений в региональное и федеральное законодательство. В частности, речь шла об уточнении мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность, а также об определении особенностей взаимодействия субъектов крупного, малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем  пришли к выводу, что необходимо разработать «профильные» законы – законы, которые будут регулировать сферу предпринимательства по различным видам деятельности: рыболовная отрасль, лёгкая промышленность, коммунальное хозяйство, ТБО, туризм и другие, так как всё это совершенно разные сферы.

В целях поддержи и развития малого предпринимательства, Комитет в том числе решил:

1. Рекомендовать:

- Председателям Советов депутатов муниципальных образований Московской области:
          активизировать работу по разработке и принятию муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства и их финансировании, заслушать отчёты Администраций муниципальных образований о принимаемых мерах и перспективах развития предпринимательства на территории данного муниципального образования.
- Правительству Московской области:
          включить  в положения о центральных исполнительных органах государственной  власти Московской области обязанность развивать предпринимательство в подведомственной сфере;
          установить ответственность исполнителей за неисполнение содержащихся в программах мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства.

2. Обратиться с предложением к Советам депутатов муниципальных образований Московской области и Торгово-промышленным палатам Московской области проанализировать действующее законодательство Московской области в сфере предпринимательства и предложить необходимые изменения.

3. В целях популяризации экономических знаний рекомендовать Министерству образования Московской области ввести для старшеклассников курс «Основы предпринимательской деятельности».

4. Доработать проект закона Московской области «О внесении изменений и дополнений статьей 26.15 «Льготы, предоставляемые при реализации инвестиционных проектов Московской области» в Закон  Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» с учетом следующих   предложений:
- выделение налоговых льгот, предоставляемых инвесторам - субъектам малого предпринимательства,  в отдельную статью;
- приведение перечня видов экономической деятельности для предоставления налоговых льгот в соответствие с перечнем видов экономической деятельности, признанных приоритетными, в соответствии
с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

- исключение требования о необходимости заключения инвестиционного соглашения для предоставления налоговых льгот с каждым инвестором-субъектом малого предпринимательства.

5. Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Московской области «О промышленной деятельности и промышленной политике Московской области», уточняющих меры государственной поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих производственную деятельность, и предусматривающих обеспечение  взаимодействия субъектов  крупного, малого и среднего бизнеса.

6. Провести в мае текущего года совместно с Вольным экономическим обществом Московской области научно-практическую конференцию по вопросу взаимодействия организаций банковской сферы и субъектов  малого предпринимательства Московской области.
                                                                                                    
  Елена Лоцманова,

                                                                                                   
 помощник депутата МОД
М.П.Леонтьева






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments